Стандарт DIN 51502 описывает классификацию и характеристики пластичных смазок, включая состав и особенности применения. В частности, он регулирует следующие аспекты смазочных материалов:
1. Консистенция. DIN 51502 вводит в код шкалу вязкости пластичных смазок по NLGI (DIN 51818), что позволяет точно определять их текучесть и консистенцию. Это особенно важно для специфических условий эксплуатации.
2. Рабочая температура. В буквенно-числовом коде можно найти значения, указывающие на диапазон температур, при котором смазка эффективно работает, не теряя своих эксплуатационных свойств.
3. Состав. Стандарт не дает полной картины состава, но в значении можно идентифицировать базовое масло, наличие присадок и твердых антифрикционных добавок.
Как читать стандарт DIN 51502?
Давайте возьмем за пример следующее обозначение смазки по DIN 51502: KPHC2N-50Где K – первый элемент. Первый элемент указывает на узлы применения.
| Узел трения | Обозначение |
| Подшипника качения и скольжения, поверхности скольжения | K |
| Закрытые приводы | G |
| Открытые приводы, зубчатые передачи | OG |
| Подшипники скольжения и уплотнителей | M |
Вывод: Наша смазка применяется для смазывания подшипников качения и скольжения.
Где P – второй элемент. Второй элемент говорит о наличии присадок в смазке.
| Присадки | Обозначение |
| Противозадирные и/или противоизносные присадки | P |
Вывод: в составе указанной смазки имеются противозадирные и/или противоизносные присадки.
Третий элемент F указывает на наличие твердых смазочных веществ в составе и отсутствует, если таковых нет.
| Твердые добавки | Обозначение |
| Графит, PTFE, MoS2 и другие | F |
Вывод: В смазке со значением KPHC2N-50 твердых добабок нет.
Где HC – четвертый элемент. Четвертый элемент присутствует только тогда, когда в составе есть синтетические масла.
| Синтетические базовые масла | Обозначение |
| Полиэфирные | E |
| Фторированные | FK |
| Синтетические углеводородные | HC |
| На основе эфира фосфорной кислоты | PH |
| Полиалкиленгликолевые | PG |
| Полидиметилсилоксановые | Si |
| Другие | Х |
| Минеральные | отсутствует третий элемент |
Вывод: перед нами синтетическая смазка.
2 – пятый элемент. Пятый элемент связан с консистенцией смазки согласно классам NLGI.
| Пенетрация 0,1 мм | Состояние |
Обозначение
Класс консистенции по NLGI
|
| 445-475 | Очень жидкая | 000 |
| 400-430 | Жидкая | 00 |
| 355-385 | Полужидкая | 0 |
| 310-340 | Очень мягкая | 1 |
| 265-295 | Мягкая | 2 |
| 220-250 | Полутвердая | 3 |
| 175-205 | Твердая | 4 |
| 130-160 | Очень твердая | 5 |
| 85-115 | Сверхтвердая | 6 |
Вывод: из кода значения ясно, что перед нами смазка одного из самых распространенных классов по NLGI – 2.
N – шестой элемент. Шестой буквенный элемент несет в себе информацию о максимальной рабочей температуре смазки.
| Максимальная рабочая температура | Обозначение |
| 60°С | C |
| D | |
| 80°С | E |
| F | |
| 100°С | G |
| H | |
| 120°С | K |
| M | |
| 140°С | N |
| 160°С | P |
| 180°С | R |
| 200°С | S |
| 220°С | T |
| свыше 220°С | U |
Вывод: Смазка надежно защищает до +140°С включительно.
-50 – седьмой элемент. Седьмой элемент прямо указывает на минимальную рабочую температуру.
Вывод: мы имеем дело с низкотемпературной смазкой, котоая работает до -50°C.
А теперь объединим все показатели:

В номенклатуре ARGO данное значение соответствует пластичной смазке ElitSint 25 EP2. Это синтетическая низкотемпературная смазка малой вязкости, которую мы рекомендуем применять для высокоскоростных подшипников электродвигателей и вентиляторов. Смазка подходит для применения в экстремально холодных условиях, защищая при температуре до -50°С, в ЦСС до - 30°С.
Можно ли выбирать смазку по стандарту DIN 51502?
На этот стандарт можно ориентироваться в ключевых моментах, о которых шла речь выше. Но выбирать, основываясь только на значении стандарта DIN 51502 нельзя.- В стандарте не указан загуститель – один из важных компонентов смазки, который часто отвечает за функциональные свойства смазки. И, надо не забывать про совместимость загустителей, этому мы посвящали отдельную статью.
- Скоростной фактор – довольно сложная отдельная тема, которая тоже вынесена за рамки этого стандарта. Смазки для низкоскоростных и высокоскоростных подшипников различаются по вязкости и наличию/отсутствию твердых смазочных веществ в составе.
- Нагрузочная способность также не учтена, о ней можно только догадываться по косвенным параметрам.
Таким образом, DIN 51502 служит хорошей подсказкой, но не более. Для подбора смазочного материала, обращайтесь за помощью к техническим специалистам.